цитата о зле
Как это понять: ЗЛОДЕЙ? Что это такое? Есть ли это на свете?
Нам бы ближе сказать, что не может их быть, что нет их. Допустимо
сказке рисовать злодеев -- для детей, для простоты картины. А когда великая
мировая литература прошлых веков выдувает и выдувает нам образы густочерных
злодеев -- и Шекспир, и Шиллер, и Диккенс -- нам это кажется отчасти уже
балаганным, неловким для современного восприятия. И главное: как нарисованы
эти злодеи? Их злодеи отлично сознают себя злодеями и душу свою -- черной.
Так и рассуждают: не могу жить, если не делаю зла. Дай-ка я натравлю отца на
брата! Дай-ка упьюсь страданиями жертвы! Яго отчетливо называет свои цели и
побуждения -- черными, рожденными ненавистью.
Нет, так не бывает! Чтобы делать зло, человек должен прежде осознать
его как добро или как осмысленное закономерное действие. Такова, к счастью,
природа человека, что он должен искать оПРАВДАние своим действиям.
У Макбета слабы были оправдания -- и загрызла его совесть. Да и Яго --
ягненок. Десятком трупов обрывалась фантазия и душевные силы шекспировских
злодеев. Потому что у них не было и д е о л о г и и.
Идеология! -- это она даёт искомое оправдание злодейству и нужную
долгую твердость злодею. Та общественная теория, которая помогает ему перед
собой и перед другими обелять свои поступки, и слышать не укоры, не
проклятья, а хвалы и почет. Так инквизиторы укрепляли себя христианством,
завоеватели -- возвеличением родины, колонизаторы -- цивилизацией, нацисты
-- расой, якобинцы (ранние и поздние) -- равенством, братством, счастьем
будущих поколений.
Благодаря ИДЕОЛОГИИ досталось 20-му веку испытать злодейство
миллионное. Его не опровергнуть, не обойти, не замолчать -- и как же при
этом осмелимся мы настаивать, что злодеев -- не бывает? А кто ж эти миллионы
уничтожал? А без злодеев -- Архипелага бы не было.
цитата о "изменниках Родины"
Еще когда мы разрезали Восточную Пруссию, видел я понурые колонны
возвращающихся пленных -- единственные при горе, когда радовались вокруг
все, -- и уже тогда их безрадостность ошеломляла меня, хоть я еще не разумел
её причины. Я соскакивал, подходил к этим добровольным колоннам (зачем
колоннам? почему они строились? ведь их никто не заставлял, военнопленные
всех наций возвращались разбродом! А наши хотели прийти как можно более
покорными...) Там на мне были капитанские погоны, и под погонами да и при
дороге было не узнать: почему ж они так все невеселы? Но вот судьба
завернула и меня вослед этим пленникам, я уже шел с ними из армейской
контрразведки во фронтовую, во фронтовой послушал их первые, еще неясные
мне, рассказы, потом развернул мне это все Юрий Е., а теперь, под куполами
кирпично-красного Бутырского замка, я ощутил, что эта история нескольких
миллионов русских пленных пришивает меня навсегда, как булавка таракана. Моя
собственная история попадания в тюрьму показалась мне ничтожной, я забыл
печалиться о сорванных погонах. Там, где были мои ровесники, там только
случайно не был я. Я понял, что долг мой -- подставить плечо к уголку их
общей тяжести -- и нести до последних, пока не задавит. Я так ощутил теперь,
будто вместе с этими ребятами и я попал в плен на Соловьевской переправе, в
Харьковском мешке, в Керченских каменоломнях; и, руки назад, нес свою
советскую гордость за проволоку концлагеря; и на морозе часами выстаивал за
черпаком остывшей кавы (кофейного эрзаца) и оставался трупом на земле, не
доходя котла; в офлаге N 68 (Сувалки) рыл руками и крышкою от котелка яму
колоколоподобную (кверху уже), чтоб зиму не на открытом плацу зимовать; и
озверевший пленный подползал ко мне умирающему грызть мое еще не остывшее
мясо под локтем; и с каждым новым днем обостренного голодного сознания, в
тифозном бараке и у проволоки соседнего лагеря англичан -- ясная мысль
проникала в мой умирающий мозг: что Советская Россия отказалась от своих
издыхающих детей. "России гордые сыны", они нужны были ей, пока ложились под
танки, пока еще можно было поднять их в атаку. А взяться кормить их в плену?
Лишние едоки. И лишние свидетели позорных поражений.
Иногда мы хотим солгать, а Язык нам не даЈт. Этих людей объявляли
изменниками, но в языке примечательно ошибались -- и судьи, и прокуроры, и
следователи. И сами осуждённые, и весь народ, и газеты повторили и закрепили
эту ошибку, невольно выдавая правду, их хотели объявить изменниками РодинЕ,
но никто не говорил и не писал даже в судебных материалах иначе, как
"изменники Родины".
Ты сказал! Это были не изменники ЕЙ, а ЕЁ изменники. Не они,
несчастные, изменили Родине, но расчетливая Родина изменила им и притом
ТРИЖДЫ.
Первый раз бездарно она предала их на поле сражения -- когда
правительство, излюбленное Родиной, сделало всё, что могло, для проигрыша
войны: уничтожило линии укреплений, подставило авиацию на разгром, разобрало
танки и артиллерию, лишило толковых генералов и запретило армиям
сопротивляться. Военнопленные -- это и были именно те, чьими телами был
принят удар и остановлен вермахт.
Второй раз бессердечно предала их Родина, покидая подохнуть в плену.
И теперь третий раз бессовестно она их предала, заманив материнской
любовью ("Родина простила! Родина зовет!") и накинув удавку уже на границе.
Кажется, сколько мерзостей совершалось и видено у нас за тысячу сто лет
нашего государственного существования! -- но была ли среди них такая
многомиллионная подлость: предать своих воинов и объявить их же
предателями?!
И как легко мы исключили их из своего счета: изменил? -- позор! --
списать! Да списал их еще до нас наш Отец: цвет московской интеллигенции он
бросил в вяземскую мясорубку с берданками 1866-го года, и то одна на
пятерых. (Какой Лев Толстой развернет нам э т о Бородино?) А тупым
переползом жирного короткого пальца Великий Стратег переправил через
Керченский пролив в декабре 41-го года -- бессмысленно, для одного
эффектного новогоднего сообщения -- СТО ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ наших ребят -- едва
ли не столько, сколько было всего русских под Бородиным -- и всех без боя
отдал немцам.
И всё-таки почему-то не он -- изменник, а -- они.
(И как легко мы поддаемся предвзятым кличкам, как легко мы согласились
считать этих преданных -- изменниками! В одной из бутырских камер был в ту
весну старик Лебедев, металлург, по званию профессор, по наружности -- дюжий
мастеровой прошлого или даже позапрошлого века, с демидовских заводов. Он
был широкоплеч, широколоб, борода пугачевская, а пятерни -- только
подхватывать ковшик на четыре пуда. В камере он носил серый линялый рабочий
халат прямо поверх белья, был неопрятен, мог показаться подсобным тюремным
рабочим, -- пока не садился читать, и привычная властная осанка мысли
озаряла его лицо. Вокруг него собирались часто, о металлуургии рассуждал он
меньше, а литавровым басом разъяснял, что Сталин -- такой же пес, как Иван
Грозный: "стреляй! души! не оглядывайся!", что Горький -- слюнтяй и трепач,
оправдатель палачей. Я восхищался этим Лебедевым: как будто весь русский
народ воплотился передо мною в одно кряжистое туловище с этой умной головой,
с этими руками и ногами пахаря. Он столько уже обдумал! -- я учился у него
понимать мир! -- а он вдруг, рубя ручищей, прогрохотал, что один бэ --
изменники родины, и им простить нельзя. А "один бэ" и были набиты на нарах
кругом. Ах, как было ребятам обидно! Старик с уверенностью вещал от имени
земляной и трудовой Руси -- и им трудно и стыдно было защищать себя еще с
этой новой стороны. Защитить их и спорить со стариком досталось мне и двум
мальчикам по "десятому пункту". Но какова же степень помраченности,
достигаемая монотонной государственной ложью! Даже самые ёмкие из нас
способны объять лишь ту часть правды, в которую ткнулись собственным рылом.
Сколько войн вела Россия (уж лучше бы поменьше...) -- и много ли мы
изменников знали во всех тех войнах? Замечено ли было, чтобы измена
коренилась в духе русского солдата? Но вот при справедливейшем в мире строе
наступила справедливейшая война -- и вдруг миллионы изменников из самого
простого народа. Как это понять? Чем объяснить?
Рядом с нами воевала против Гитлера капиталистическая Англия, где так
красноречиво описаны Марксом нищета и страдания рабочего класса -- почему же
у н и х в эту войну нашелся единственный только изменник -- коммерсант "лорд
Гау-Гау"? А у нас -- миллионы?
Да ведь страшно рот раззявить, а может быть дело всё-таки в
государственном строе?..
Еще давняя наша пословица оправдывала плен: "Полонён вскликнет, а убит
-- никогда". При царе Алексее Михайловиче за полонное терпение давали
дворянство! Выменять своих пленных, обласкать их и обогреть была задача
общества во ВСЕ последующие войны. Каждый побег из плена прославлялся как
высочайшее геройство. Всю первую мировую войну в России велся сбор средств
на помощь нашим пленникам, и наши сестры милосердия допускались в Германию к
нашим пленным и каждый номер газеты напоминал читателям, что их
соотечественники томятся в злом плену. Все западные народы делали то же и в
эту войну: посылки, письма, все виды поддержки свободно лились через
нейтральные страны. Западные военнопленные не унижались черпать из немецкого
котла, они презрительно разговаривали с немецкой охраной. Западные
правительства начисляли своим воинам, попавшим в плен -- и выслугу лет, и
очередные чины, и даже зарплату.
Только воин единственной в мире Красной армии не сдаётся в плен! -- так
написано было в уставе ("Ева'н плен нихт" -- как кричали немцы из своих
траншей) -- да кто ж мог представить весь этот смысл?! Есть война, есть
смерть, а плена нет! -- вот открытие! Это значит: иди и умри, а мы останемся
жить. Но если ты и ноги потеряв, вернешься из плена на костылях живым
(ленинградец Иванов, командир пулемётного взвода в финской войне, потом
сидел в Устьвымьлаге) -- мы тебя будем судить.
Только наш солдат, отверженный родиной и самый ничтожный в глазах
врагов и союзников, тянулся к свинячьей бурде, выдаваемой с задворков
Третьего Райха. Только ему была наглухо закрыта дверь домой, хоть старались
молодые души не верить: какая-то статья 58-1-б и по ней в военное время нет
наказания мягче, чем расстрел! За то, что не пожелал солдат умереть от
немецкой пули, он должен после плена умереть от советской! Кому от чужих, а
нам от своих.
цитата о поражениях и победах в войнах
Простая истина, но и её надо выстрадать: благословенны не победы в
войнах, а поражения в них! Победы нужны правительствам, поражения нужны --
народу. После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы -- и
обычно её добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны
отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься
духовно.
Полтавская победа была несчастьем для России: она потянула за собой два
столетия великих напряжений, разорений, несвободы -- и новых, и новых войн.
Полтавское поражение было спасительно для шведов: потеряв охоту воевать,
шведы стали самым процветающим и свободным народом в Европе.
Каким же несчастьем была для нас Полтавская битва, когда мы остановили шведов против похода на Москву. Или нужно было стать шведской колонией и в рабстве возвыситься духовно?
ОтветитьУдалитьЦитата№2. В том числе благодаря этим жёстким, военным законом мы выиграли эту войну.
ОтветитьУдалитьP.S. И не зазвездился ли стукач Александр Исаевич, (кроме себя, обвинил четырёх человек, один из которых, Н. Виткевич, был осуждён на десять лет) называя Горького слюнтяем
В 1974 году Андрей Сахаров писал о взглядах Солженицына
ОтветитьУдалить…Солженицын, как я считаю, переоценивает роль идеологического фактора в современном советском обществе. Отсюда его вера в то, что замена марксизма на здоровую идеологию, в качестве которой ему рисуется, по-видимому, православие, спасет русский народ. Эта уверенность лежит в основе всей его концепции. Но я убежден, что в действительности националистическая и изоляционистская направленность мыслей Солженицына, свойственный ему религиозно-патриархальный романтизм приводят его к очень существенным ошибкам, делают его предложения утопичными и потенциально опасными.
какое же вы ____, уважаемый аноним :)
ОтветитьУдалитьвот лишь бы какашку кинут вдруг прилипнет. посмотрим, что я нашёл
"Начиная с 1976 года Франк Арнау и Томаш Ржезач обвиняли Солженицына в лагерном стукачестве, ссылаясь на копию автографа так называемого «доноса Ветрова» от января 1952 года[55]. Солженицын отверг эти обвинения и представил прессе образцы своего почерка для сравнения с письмами, распространяемыми на Западе под его «авторством». В свою очередь — Арнау и Ржезач обвинялись в контактах с Штази и КГБ, Пятое управление которого в рамках операции «Паук» пыталось дискредитировать Солженицына[56]".
ссылка на http://www.proza.ru/2008/12/08/320
читайте, просвещайтесь.
этот "жёсткий, военный закон" придумали ТОЛЬКО большевики. это они смогли выдумать такую радость. а как аноним относится к амнистированию дезертиров ПОСЛЕ войны (типо жалеть так всех) и десятке всем пленникам концлагерей по ни разу не льготной 58 статье??? Как аноним оценивает, то что наверняка не трусы и не подлецы продолжили сидеть, а иные получили свободу не лишаясь её?
про шведов. историю не переиграть и сохраниться нельзя. а вот мысль Солженицыным подмечена,имхо, интересная